СМИ о нас: «Отряд особого назначения»

Государственный сегмент — драйвер роста российского фармацевтического рынка уже три года, и эта тенденция, согласно прогнозам аналитиков, сохранится. Особенности развития бюджетных закупок и специфику регулирования этой сферы обсудили участники «круглого стола», организатором которого выступил «ФВ».

 

Основы роста

Драйвером роста фармацевтического рынка в России в последние три года остается госcегмент. В первом полугодии 2021 года он вырос на 14%, а его объем составил 348 млрд руб., рассказала генеральный директор компании AlphaRM Анна Ермолаева на «круглом столе» «Тенденции развития бюджетного фармрынка» в конце июля.

Почти половина бюджетного рынка (47%) приходится на льготное лекарственное обеспечение с объемом 163,5 млрд руб. Рост этого сегмента составил +15%. Наибольший рост продемонстрировал клинический сегмент (+20%) с долей 35,7% и объемом 124,3 млрд руб. На целевой сегмент приходится 17,3% с объемом 60,3 млрд руб., рост — 5%.

«В связи с общим курсом на развитие малого бизнеса фармацевтика попала под общую гребенку. Но нельзя приравнивать фармбизнес к обычной торговле»
Михаил Степанов
Генеральный директор ООО "ИРВИН2

При этом дистрибьюторы в госсегменте чувствуют себя по-разному. Даже в ТOP3 есть как игроки, которые нарастили свои объемы, так и сильно упавшие по сравнению с предыдущим годом. Наибольший прирост (+64%) в первой десятке показала расположившаяся на третьем месте компания «Ирвин».

Согласно прогнозам AlphaRM, в 2022 году рост российского фармацевтического рынка составит 21%. Госсегмент продолжит оставаться его драйвером за счет реализации федеральных и региональных программ в здравоохранении, а также внедрения системы лекарственного возмещения.

Кто лишний

Госзаказчик все больше ориентируется на отечественную продукцию. Правило «третьего лишнего» действует с 2016 года. За это время объем закупок отечественных лекарств вырос в рублях почти в два раза.

Успех российских производителей обусловлен не только возможностями, которые дает программа «Третий лишний», считает зам. генерального директора по маркетингу и продажам компании «Натива» Елена Добросердова. По ее словам, качество и возможности дженерикового отечественного производства существенно изменились благодаря реализации программы «Фарма-2020».

«Продукция в большинстве случаев не уступает зарубежной, — отметила она. — Сегодня есть и несколько компаний, которые активно работают на рынке по направлению биотехнологий. Все это, безусловно, влияет на долю российских производителей в госзакупках. Что же касается правила «третий лишний», оно отодвинуло не столько западную фарму, сколько индийских производителей. А западные производители после выхода второго российского дженерика и не планируют свою активность на государственном рынке либо поставляют свой продукт по ФЗ-223».

По словам исполняющей обязанности главы Astellas Pharma Russia Ирины Бураченко, правила госзакупок существенно не повлияли на стратегию компаний-оригинаторов. Общий принцип остался прежним — с выходом дженерика ориентации на продвижение оригинального препарата больше нет, если речь идет о целевых закупках. А востребованность препарата в коммерческом сегменте во многом определяется его стоимостью.

«Рынок стал более цивилизованным, — резюмировал генеральный директор «Ирвин» Михаил Степанов. — Международные фармкомпании развиваются по своему пути, выпуская продукты, у которых еще долгое время не будет дженериков. А отечественные компании практически полностью заместили индийские и китайские дженерики».

Попали под гребенку

По действующей норме ФЗ-44 не менее 15% продукции, около 107 млрд руб., должно закупаться у малого бизнеса. Со следующего года эта доля вырастет до 25%, а это уже примерно 178 млрд руб. По мнению участников «круглого стола», подобный подход не учитывает специфику фармы.

«Это тот случай, когда в связи с общим курсом на развитие малого бизнеса фармацевтика попала под общую гребенку, — прокомментировал Степанов. — Но нельзя приравнивать фармбизнес к обычной торговле». Фармацевтический склад, соответствующий стандартам надлежащей практики, — это большие финансовые вложения, масштаб которых по определению не попадает под понятие малого бизнеса, пояснил он.

По мнению Степанова, регуляторам необходимо сделать акцент не на том, какой перед ним бизнес: малый или большой, а на стандартах качества и соблюдения надлежащих практик. «Хотите быть фармдистрибьютором — ваш склад должен быть не меньше 5 тыс. квадратных метров, — подчеркнул он. — Дистрибутируете товары — значит, нужно иметь минимум 10 прямых контрактов с производителями. В обязательном порядке необходимо закрепить соблюдение GDP- и GxP-стандартов хранения и доставки».